Womencar.ru - Каждой женщине по машине!
Womencar.ruСделай домашней страницей!Добавь в закладки!

Разделы
- Главная
Первая полоса:
- Новости
- Интервью
- Происшествия
- Авто-новинки
- Новые законы
- «Автогражданка»
- Опросы
Женская машина
- Дама за рулём
Автомобили:
- Каталог марок
- Обзоры и тесты
- Мой автомобиль!
Советы
- По вождению
- Не попасть в аварию
- После аварии
- Ремонт на обочине
- Решение конфликтов
- Как сдать ПДД
- Психология
- Автоастрология
Пост ГАИ
- ПДД
- О правилах
- Законы
- ТехОсмотр
Полезно знать
- Что внутри
- Основные поломки
- Уход за Авто
- При покупке
Мир машин
- История
- Это интересно
- Спецсловечки
- Юмор
Стиль жизни
- Красота
- Ваш имидж
- Модные тренды
- Всё о здоровье
- Светские новости
Справочная
- Адреса и телефоны
- Эх, дороги!
Все новости

  

Что внутри: Герой труда


Тема: Полезно знать / Что внутри
...В 1961 году в Калифорнии, в районе горы Косо тремя оболтусами, ищущими красивые камушки для продажи в сувенирной лавке, был найден странный минерал шаровидной формы. Распилив его, любопытные молодые люди обнаружили факт, над объяснением которого до сих пор бьются лучшие умы человечества: внутри находки оказалась «небольшая призма с правильным шестиугольным основанием, в ней – медная спираль по  всей длине призмы и частично разъеденная. Спираль в свою очередь охватывала керамический стержень, через который проходил металлический пруток диаметром 2 мм». Находку просветили рентгеном: ее устройство копирует... автомобильную свечу зажигания, хотя, как установили специалисты, ни один завод за всю историю человечества подобную свечу не выпускал!

Геологи определили возраст «свечи» – не менее 500 тысяч лет...

Оставим сей феномен любителям разгадывать загадки. Поговорим о самой свече – простой, казалось бы, детали: в коротком огрызке, поджигающем бензин, скрывается много интересного.

Для начала немного поумничаем: пары бензина поджигаются не искрой, как это пишется в некоторых учебниках, а электрической дугой, то есть плазмой. Термин «искра» с точки зрения физики – неправильный. Но – привычный, поэтому умничанье на этом и закончим. А теперь – факты.

Электрическая дуга, образуемая свечой, имеет столь высокую температуру, что вызывает испарение частиц металла с поверхности электродов. Рост зазора составляет примерно 0,01 мм на тысячу километров пробега: свеча, породившая дугу, – от нее же и умирает! Самопожертвование, достойное пера Шекспира!..

В составе электродов свечи присутствуют столь благородные металлы, что на фоне некоторых из них меркнут ювелирные изделия. Медь, никель и даже золото – отошли в сторону, уступая место платине. Иногда из нее делают электроды целиком, но чаще  платиновые накладки к электродам приваривают лазером. Есть  электроды и из серебра: они уступают платиновым в сроке службы, но хорошо работают в газовых двигателях.

Альтернатива платине – сплавы с иттрием. Но самый пик технологий – иридиевые электроды. Иридий – металл уникальный. Есть мнение, что он неземной, «привезенный» к нам тем самым метеоритом, от падения которого на территории нынешней Мексики вымерли динозавры. Pourquoi pas?..

Рынок свечей сверкает драгоценностями: BOSCH использует никелево-иттриевый сплав,  у Champion – платина, у AC Delco – серебро-никель на боковом электроде и платина – по центру, а у DENSO и NGK вообще электроды из «метеоритного» – иридиевого – сплава!

Почему свечи с электродами из благородных металлов надежны и долговечны в работе? Дело именно в благородстве: презрение к трудностям жизни, характерное для этих металлов, обеспечивает стабильность геометрии электродов. Эрозии практически нет, кромки остаются острыми, зазор – стабилен. Нет пропусков искрообразования – мощность двигателя не падает. Все дело – в зазоре!

Мнение, что свечи, имеющие несколько боковых электродов, улучшают «поджигаемость» смеси тем, что образуют сразу несколько плазменных мостиков, – ошибочно. «Поджигаемость» у таких свечей может даже немного ухудшиться: доступ смеси в самую важную часть камеры – к искре – затруднен как раз из-за наличия там «лишних» электродов. К тому же, чем больше элементов (читай – электродов) – тем интенсивнее отводится тепло в зоне пробоя и тем больше вероятность образования нагара.

Чем же лучше многоэлектродная свеча? Стабильностью характеристик и долговечностью – у таких свечей искра проскакивает между центральным электродом и тем боковым, который чуть ближе и чище. По мере его износа в дело вступает следующий боковой – тот, расстояние до которого минимально. Так по очереди они и работают, продлевая общий срок службы свечи. Взаимозаменяемость, однако!..

Диаметр центрального электрода некоторых иридиевых свечей DENSO – всего 0,4 мм. И ничего – работают как упитанные, да еще дольше многих!

Рекламные обещания роста мощности после установки новых свечей зажигания — не совсем правда. Никакая чудо-свеча не может добавить двигателю сил. Единственное, что возможно – ликвидировать потери, вызванные пропусками искрообразования. Если пропусков нет, то мощность при любой свече будет одинаковой.

Требования, предъявляемые к свечам зажигания, очень противоречивы, если не сказать – капризны. Следите за логикой.

Если свеча при работе будет перегреваться сверх меры – это плохо, ибо приведет к так называемому «калильному зажиганию» – рабочая смесь будет воспламеняться уже не от искры, а от раскаленных деталей свечи. Это очень плохо: вместо контролируемого послойного сгорания смеси с мягким нарастанием давления газов, в цилиндре происходит черт те что! Мотор в лучшем случае просто лихорадит... Это значит, что ваша свечка слишком «горяча» для этого мотора: ее калильное число велико для данного двигателя. Но и ставить «холодные» свечи с малым для вашего мотора калильным числом тоже нельзя: температуры свечи просто не хватит для ее самоочищения. Это быстро и неизбежно приведет к накоплению на электродах свечи нагара, забивающего зазор и создающего шунтирующее сопротивление. Разряд «стекает» по нему без искрообразования – вот вам  пропуски зажигания, перебои, снижение мощности и вылетевшие в трубу деньги в виде несгоревшего бензина (который еще и выведет из строя дорогой платиновый нейтрализатор). Как вам такая перспектива?..

Вывод: калильное число, определяющее способность свечи переносить термическую нагрузку, должно точно соответствовать требованиям двигателя! При его правильном подборе свеча сама должна заботиться о себе и освобождаться от продуктов сгорания: они должны сжигаться на раскаленной поверхности и смываться вихрем горящих газов. Но при этом свеча не должна и нагреваться слишком сильно (читай выше)... И как быть? 

Для удовлетворения этим садистским требованиям центральный электрод свечи делается композитным, биметаллическим – состоящим из стойкой к эрозии «холодной» оболочки и медного сердечника с высокой теплопроводностью. Биметалл обладает особым свойством – термоэластичностью; благодаря которому свеча одновременно обладает и «горячими» и «холодными» свойствами. Во время пуска двигателя нижняя часть электрода, сделанная из сплава с меньшей теплопроводностью, быстро нагревается – вот вам быстрый и надежный пуск. Затем, при прогреве свечи, медная сердцевина отводит излишек тепла, оставляя центральный электрод относительно «холодным» – вот вам устойчивая работа прогретого мотора! Вот вам, друзья, и простая с виду свечка!

Условия жизни свечи, стоящей на вашем автомобиле, столь жестки и жестоки, что она, скромная труженица, может по праву именоваться героем труда! Судите сами: изолятор  должен выдерживать напряжение до 60 000 вольт, температура рабочих поверхностей, контактирующих со сгорающей смесью, находится в диапазоне от 400 до 900 градусов, (при 451 градусе по Фаренгейту воспламеняется и горит бумага!). Далее – каждая свеча обязана вырабатывать искру от 500 до 3500 раз в минуту – будучи под давлением, в химически агрессивной среде, то находясь в эпицентре раскаленных газов, то принимая на себя порцию холодной рабочей смеси (особенно зимой – при температуре этак минус 30). И все это – десятки раз в секунду, в течение тысяч километро-часов... Свеча зажигания – самая «экстремальная» деталь, которую можно найти в автомобиле! Больше достается  только моторному маслу.

При всем этом свеча зажигания считается одной из самых надежных деталей в машине: согласно мировой практике, 50 бракованных свечей на миллион изделий – верхний допустимый предел. Процент брака – считайте сами...

...После даже такого краткого знакомства с условиями труда свечей зажигания даже у «ботаника» уже не возникнет высокомерного к ней отношения: мол, ерунда – «огрызок для поджигания бензина»! Этот «огрызок» – сложный, высокотехнологичный образец инженерного искусства, достойный уважительного к себе отношения. Особенно если учесть, сколько на нем благородных металлов. Много ли платины, золота (не говоря уж про экзотический иридий) «надето» на нас? Кто на кого еще высокомерно смотреть должен?..

Текст: Юрий Новиков

Источник: www.topcar-t.ru

"Что внутри: Герой труда" | Создать Аккаунт | 0 Комментарии


Оцените: [   1  2  3  4  5  ]

Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

 
Реклама


Copyright © 2004-2017 Womencar.ru, Связаться с нами.
Ярмарка новостей, Хостинг от FairHost.ru
Интернет реклама: размещение рекламы в интернете