Womencar.ru - Каждой женщине по машине!
Womencar.ruСделай домашней страницей!Добавь в закладки!

Разделы
- Главная
Первая полоса:
- Новости
- Интервью
- Происшествия
- Авто-новинки
- Новые законы
- «Автогражданка»
- Опросы
Женская машина
- Дама за рулём
Автомобили:
- Каталог марок
- Обзоры и тесты
- Мой автомобиль!
Советы
- По вождению
- Не попасть в аварию
- После аварии
- Ремонт на обочине
- Решение конфликтов
- Как сдать ПДД
- Психология
- Автоастрология
Пост ГАИ
- ПДД
- О правилах
- Законы
- ТехОсмотр
Полезно знать
- Что внутри
- Основные поломки
- Уход за Авто
- При покупке
Мир машин
- История
- Это интересно
- Спецсловечки
- Юмор
Стиль жизни
- Красота
- Ваш имидж
- Модные тренды
- Всё о здоровье
- Светские новости
Справочная
- Адреса и телефоны
- Эх, дороги!
Все новости

  

История: Командор. Часть 2


Тема: Мир машин / История
КомандорНиколай Карлович машет нам рукой

В 1909 году он вступил в ИРАО - Императорское Российское Автомобильное Общество, в котором впоследствии занял пост вице-президента. Действительными членами ИРАО состояли и двое его сыновей - Аттал и Марк, а также дочь Галина - одна из первых российских женщин-автомобилисток. Она же стала и главной мемуаристкой семьи фон Мекк, выпустив в эмиграции книгу "As I remember them".

В ней есть описание еще одной поездки, относящейся к 1907 году - тогда семейство путешествовало по Крыму из Коктебеля в Алушту: "Отец взял автомобиль и вместе со мной и моими братьями отправился в поиски по довольно плохой прибрежной дороге. Мы проехали по этой дороге не очень далеко, как вдруг зашумел и закипел радиатор, из которого вырвались клубы пара. Мы остановились и подождали, пока остынет вода в радиаторе. Затем мы снова тронулись в путь и ехали, пока вода не закипела опять. Пришлось остановиться еще раз. И так продолжалось дальше. В некоторых местах дорога круто поднималась вверх, и нам приходилось выходить и толкать автомобиль. Но нам был радостен каждый момент этого путешествия. В тот вечер мы приехали в Алушту и долго плавали в фосфоресцирующем море". К слову, это был уже третий по счету автомобиль марки Mercedes, купленный фон Мекком.

Всего по данным списка московских автовладельцев на 1 июня 1914 года за семьей фон Мекк числилось четыре "Мерседеса", один из которых с номером 679 был у Николая Карловича самым любимым. На нем он участвовал в пробеге СПб-Киев-Москва-СПб в 1910 году, в пробеге СПб-Севастополь в 1911-м, а также в поездке из Казани в Екатеринбург. Московский журнал "Автомобилист" так описывал ее сложности: "Командор уверенно вел нас куда-то к реке, и мы длинной колонной тянулись по лугу вниз. Вот показалась и река, извилистой серебристой лентой легшая на громадном лугу. Нет моста. Речка хоть и не очень широкая, но довольно глубокая, а потому, во избежание неприятностей, командор приказал взять ее с хода. Николай Карлович не задумываясь выбирает удобную линию и вброд переезжает реку. Брызги, пена, автомобиль уже на той стороне и ревет в борьбе с глинистым берегом, взобраться на который - дело лишь сильного мотора и опытных рук. Несколько мгновений и Николай Карлович уже машет нам рукой с той стороны реки".

Надо ли говорить, что с началом Первой мировой войны подобные пробеги прекратились — часть своих машин фон Мекк добровольно сдал по мобилизации, а остальные принудительно забрали после революции. Потом "забрали" и самого Николая Карловича — покидать Родину он не захотел.

Техническая контрреволюция

"Странно, два года тому назад я подписал смертный приговор Мекку, а теперь я гарантирую ему свободу", - такую фразу выдал Анне Львовне сам Феликс Эдмундович Дзержинский, когда она сумела пробиться к нему на прием и объяснить всю нелепость обвинений. Удивительно, но тогда, в 1920 году, фон Мекку удалось избежать расстрела по чистой случайности. Дзержинский лично подписал ему смертный приговор, но кто-то распорядился освободить его, и пока бумага шла по инстанциям, Николай Карлович оказался на свободе. Два года ему пришлось прятаться в глухой деревне у староверов, и только под гарантии Леонида Красина - наркома путей сообщения - он вернулся в Москву, чтобы поступить на работу в этот самый наркомат.

Позже несостоявшийся палач и жертва стали и вовсе коллегами по работе - в апреле 1921 года "железный Феликс" возглавил Народный комиссариат путей сообщения. Как раз в этот момент фон Мекк опять очутился в Бутырке, откуда вышел только 25 мая по решению коллегии ГПУ. Для самого Николая Карловича такой начальник с "холодным разумом и горячим сердцем" на какое-то время стал настоящим спасителем - при жизни Дзержинского уже больше никто не пытался его арестовать, хотя резолюция по его делу гласила: "С освобождаемого взять подписку о невыезде из гор. Москвы". Прошел год, и 15 марта 1922 года в следственное дело подклеили листочек, в котором транспортный отдел ГПУ еще раз подтвердил, что "обвинения Н.К. Мекк в технической контрреволюции не имеется, дело сдается в архив", но "материал выделяется в агентурное дело"!

Сам Николай Карлович об этом не знал, да и не мог знать.

В свои последние годы на свободе фон Мекк много писал, публиковал статьи, участвовал в различных семинарах и комиссиях, активно выступал с лекциями. После одной из них его снова арестовали.

Самый вредный совет

Арест в 1928 году стал последним в череде мытарств этого человека "из бывших". Сменивший Дзержинского новый "наркомпуть" Ян Эрнестович Рудзутак - его арестуют и расстреляют, как и положено, в 1937 - не стал заступаться за Мекка. Обвинение и на этот раз звучало привычно, если не сказать буднично - Николай Карлович обвинялся: "в принадлежности к контрреволюционной организации, задавшейся целью привести к разрушению железнодорожный транспорт, воспользовавшись рядом методов, прикрываемых требованиями к технике". Во всех своих показаниях Н. К. Мекк многократно подчеркивал, что его роль сводилась лишь к даче консультаций и заключений.

Что это были за такие методы, описал в своем "Архипелаге ГУЛАГе" Солженицын: "И какие же изощренные злодеи были эти старые инженеры, как же по-разному сатанински умели они вредить! Николай Карлович фон Мекк в Наркомпути притворялся очень преданным строительству новой экономики, мог подолгу с оживлением говорить об экономических проблемах строительства социализма и любил давать советы. Один такой самый вредный его совет был: увеличить товарные составы, не бояться тяжелогруженных. Посредством ГПУ фон Мекк был разоблачен: он хотел добиться износа путей, вагонов и паровозов и оставить Республику на случай интервенции без железных дорог! Когда же малое время спустя, новый наркомпути т. Каганович распорядился пускать именно тяжелогруженные составы, и даже вдвое и втрое сверхтяжелые (и за это открытие он и другие руководители получили ордена Ленина) - то злостные инженеры выступили теперь в виде предельщиков - они вопили, что это слишком, что это губительно изнашивает подвижной состав, и были справедливо расстреляны за неверие в возможности социалистического транспорта".

О расстреле Николая Карловича его жена и дочери узнали из газет, напечатавших эту новость на первой полосе - настолько неожиданным для них стало это решение. Анна Львовна прожила до 1942 года - ее выслали из Москвы, и войну она встретила вместе с Галиной в Малоярославце. Когда город оккупировали немцы, к ним в гости заявились два офицера, один из которых оказался бывшим директором дрезденского музыкального училища. Каким-то образом он узнал, что в городе находится родственница Надежды фон Мекк, и предложил свою помощь. После войны Галина Николаевна оказалась в Великобритании, где и умерла в 1985 году в возрасте 94 лет. Ее книга только в конце 90-х была небольшим тиражом издана в России под названием "Как я их помню", в ней она безо всякой злобы и обид описала все мучения фон Мекков при советской власти, как будто следуя завету своего отца, сказавшего ей на последнем свидании в тюрьме: "Доченька, не надо за все это ненавидеть нашу страну".

Иван Баранцев

Источник: www.kommersant.ru/autopilot

Mirvav / Shutterstock.com

"История: Командор. Часть 2" | Создать Аккаунт | 0 Комментарии


Оцените: [   1  2  3  4  5  ]

Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

 
Реклама


Copyright © 2004-2017 Womencar.ru, Связаться с нами.
Ярмарка новостей, Хостинг от FairHost.ru
Интернет реклама: размещение рекламы в интернете