Лондонская автомобильная выставка богата на инновационные, высокотехнологичные, стильные новые машины. Многие долгожданные модели по сути воплощают в себе все надежды стоящих за ними фирм. Станут ли эти модели значительными вехами в истории своих производителей? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили вспомнить 20 автомобилей, которые чудесным образом изменили судьбу своих фирм. Каждая по-своему, и порой при экстраординарных обстоятельствах, эти модели изменили мир и спасли своих производителей от краха.
Alfa Romeo
Модель: 156
Итальянская марка в начале девяностых была в упадке. Руководство Fiat даже начало задаваться мыслями о том, стоит ли далее поддерживать своё подразделение, громкое прошлое которого затмевалось бесцветным настоящим. 145-я, 146-я и 155-я модели, построенные на базе Fiat Tipo и унаследовавшие множество его черт, не выделялись ни стилем, ни способностями, и ещё сильнее закрепили за автомобилями Alfa репутацию «бесхарактерных».
156-я модель 1997 года ознаменовала триумфальное возвращение Alfa Romeo на авто-Олимп. Автомобиль сочетал в себе великолепный дизайн и завидную мощь, подкреплённые множеством привлекательных второстепенных деталей. Кроме того, из него нигде не «вылезали уши» Fiat. 1998 году 156-я Alfa удостоилась заслуженного звания «Европейский Автомобиль Года».
Audi
Модель: 100
Мы будем говорить не о A3, не о супераэродинамичной «сотне» 1983 года, и даже не о Quattro. Машина, изменившая судьбу Audi, появилась в 1968 году – это была оригинальная 100-я модель, с которой Audi вышла на рынок автомобилей представительского класса. Когда Auto Union, головное предприятие Audi, перешла в собственность Volkswagen в 1965-м, новые владельцы поначалу намеревались наладить на заводе в Инголштадте производство большего количества «Жуков». Тем не менее, обнаружив шикарный прототип переднеприводной 100-й модели, над которым в тот момент работали инженеры Audi, руководство Volkswagen «растаяло», и немедленно распорядилось о начале её производства.
BMW
Модель: 3-я серия
Выпушенная в количестве более 1,3 миллиона единиц, первая модель 3-й серии 1975-82 годов существенно увеличила объём продаж BMW. Однако именно модель, пришедшая этому хиту на замену, существенно повлияла на дальнейшую работу компании.
Никто сейчас не помнит E21 – кодовый индекс первой «тройки», а вот индекс E30 стал синонимом разумного планирования состава модельной линии: в дополнение к двухдверному и четырёхдверному вариантам стали добавляться кабриолеты, универсалы, полноприводные, дизельные и, конечно же, стремительные M3. Работники самой компании стали драться за повышение по службе, чтобы позволить себе «тройку» хотя бы базовой конфигурации вместо «навороченного» Ford.
Chrysler
Модель: ‘K-Car’
Этих творений Chrysler Британия и Европа не видели: ещё бы, с европейскими автомобилями того же класса им не соревноваться даже в самых радужных снах. Однако всё же не стоит сбрасывать их со счетов: Dodge Aries, Plymouth Reliant и Chrysler LeBaron, практически идентичные друг другу 2,2-литровые модели 1981 года, многое значат для своих создателей. Уродливые, слабые, но в то же время экономичные, они помогли Chrysler удержаться на плаву. Их спешная разработка была профинансирована кредитами, взятыми у Правительства США, в то время как Chrysler изыскивал средства для выживания, закрывая зарубежные филиалы и сворачивая производство старых моделей.
Citroen
Модель: BX
Многие могут возразить, что BX – не «чистокровный» Citroen; как бы то ни было, но модель оказалась весьма конкурентоспособной. Сама марка Citroen была «спасена», будучи перекуплена фирмой Peugeot в 1974 году, однако до появления BX в 1982-м ничем себя не проявила. Мощная, весьма экономичная модель с ультрасовременным дизайном нашла себе множество довольных хозяев, а Citroen наконец-то ожил.
Fiat
Модель: Nuova 500
Fiat и модель Nuova 500 1957-го года стали неотъемлемыми элементами так называемого «Итальянского экономического чуда»: восстановления экономики и благосостояния страны после Второй Мировой Войны в пятидесятых-шестидесятых годах. Fiat согласился производить «народный» автомобиль, на который небогатые итальянцы могли бы пересесть со своих мотороллеров, при условии, что государство взяло на себя обязательство кардинально улучшить дорожную сеть, построив новые дороги и отремонтировав старые. Nuova 500 имела двухцилиндровый двигатель, расположенный сзади, и обладала немалым зарядом итальянского очарования, благодаря которому вывела Fiat в ряды наиболее прибыльных автопроизводителей в Европе.
Ford
Модель: Focus
Невероятная вековая история Ford изобилует моделями, «спасшими» компанию – и теми, которые едва её не опрокинули. На каждую Cortina имеется свой Edsel. После модели Sierra 1982-го года у Ford началась длительная полоса посредственных поделок, которую увенчал кошмарный Escort MkIV 1990-го года. Однако в 1997-м появление Focus показало, что компания всё ещё может производить отличные машины, стоит только захотеть. Новинка была комфортабельной, стильной, универсальной и приятной в управлении – всем был хорош Focus, и лавры бестселлера не заставили себя долго ждать.
Honda
Модель: Civic
Соичиро Хонда (Soichiro Honda) пребывал в убеждении, что будущее принадлежит автомобилям с воздушным охлаждением, вроде Honda 1300, выпущенного в 1968-м. Однако его конфронтация с советом директоров закончилась выпуском в 1972-м году модели Civic с жидкостным охлаждением, и уходом господина Хонда на пенсию.
Civic был оборудован новым, специально разработанным для него двигателем, который без всяких дополнительных доработок соответствовал стандартам США и Японии по вредным выбросам. Автомобиль стал хитом продаж, и именно на нём Honda триумфально выехала на автомобильный рынок США
.
Hyundai
Модель: Pony
Сегодня Hyundai является пятым по величине производителем автомобилей в мире, однако в начале семидесятых корейская фирма пребывала на задворках большого бизнеса, занимаясь сборкой Ford Cortinas, поступавших в виде полного комплекта деталей. Затем фирма предприняла смелый поступок, начав производство собственного автомобиля на базе двигателя Mitsubishi и дизайна Giugiaro. Эта первая машина, названная Pony, вышла на рынок в 1975-м году и была отнюдь не красоткой – однако к 1979-му году ежегодное производство достигло 100 000 и стало ясно, что лошадка оказалась призовой.